В целях правового просвещения населения Санкт-Петербурга Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу информирует:

Что такое коррупция и какие действия характеризуют данный термин?

Определение понятия «коррупция» содержится в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также  совершенные вышеуказанные деяния от имени или в интересах юридического лица.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: ст. 201 «Злоупотребление полномочиями»  – до 10 лет лишения свободы; ст. 204 «Коммерческий подкуп»  – до 3 лет лишения свободы; ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями»  – до 3 лет лишения свободы; ст. 286 «Превышение должностных полномочий» – до 3 лет лишения свободы; ст. 290 «Получение взятки» – до 15 лет лишения свободы; ст. 291 «Дача взятки» – до 15 лет лишения свободы; ст. 291.1 «Посредничество во взяточничестве» – до 12 лет лишения свободы; ст. 291.2 «Мелкое взяточничество» – до 4 лет лишения свободы; ст. 304 «Провокация взятки» – до 5 лет лишения свободы, а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанные выше.

Какие предусмотрены законодательством Российской Федерации меры по профилактике коррупции?

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер: формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений; предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами; установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении; развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Какие предусмотрены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора?

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в организации в течение месяца стоимостью более 100 тыс. руб. с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых установлен Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы необходимо
в 10-дневный срок сообщить о заключении такого договора по последнему месту его службы. Порядок такого уведомления установлен постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29.

Неисполнение работодателем установленной обязанности, является правонарушением.

За невыполнение данного требования закона статьей 19.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тысяч рублей, на должностных лиц – от 20 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц – от 100 до 500 тысяч рублей.

Сроки давности привлечения к административной ответственности составляют 6 лет со дня совершения правонарушения.

Обязаны ли государственные и муниципальные служащие уведомлять
об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений?

Одной из мер по профилактике коррупции является обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений.

Исключение составляют лишь случаи, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, т.е. случаи, когда представителю нанимателя (работодателя), органам прокуратуры или другим государственным органам уже известно о фактах обращения к государственному или муниципальному служащему в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Невыполнение данной обязанности является правонарушением. При этом определено, что такое правонарушение может повлечь увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы: о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения; о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера — находится под защитой государства.

Вышеуказанные положения закреплены в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Где можно найти сведения о лицах, уволенных с государственной службы в связи с утратой доверия?

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дополнен статьей 15 «Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия», которой установлено, что сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2018 № 228 утверждено Положение о реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, размещаемом на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в сети «Интернет».

Ознакомиться с реестром можно на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по электронному адресу: gossluzhba.gov.ru.


ПАМЯТКА ДЛЯ ГРАЖДАН ПО ВОПРОСАМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

КОРРУПЦИЯ - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, зло­употребление полномочиями, коммерческий под­куп либо иное незаконное использование физиче­ским лицом своего должностного положения во­преки законным интересам общества и государ­ства в целях получения выгоды в виде денег, цен­ностей, иного имущества или услуг имуществен­ного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предо­ставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных дея­ний, от имени или в интересах юридического ли­ца.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ коррупции - деятель­ность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъ­ектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского об­щества, организаций и физических лиц в преде­лах их полномочий: по предупреждению корруп­ции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции; по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и рас­следованию коррупционных правонарушений; по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. (ст. I Федерального закона от 25.12.2008 273-ФЭ «О противодействии коррупции»)

Коррупция - это как уголовно-наказуемые деяния (преступления), так и нарушения иной категории, за совершение которых предусмотрена административ­ная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответ­ственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Публичные услуги предоставляются гражданам государственными органами или органами местно­го самоуправления безвозмездно и в установлен­ном порядке. Возмездность публичных услуг ре­гулируется исключительно в силу федерального закона.В случае, если гражданин за оказание публичной услуги либо за особый порядок ее предоставления передает вознаграждение должностному лицу лич­но (либо через третьих лиц) - он совершает пре­ступление - дача взятки. Должностное лицо, получая указанное незаконное вознаграждение, совершает преступление - получение взятки. Если должностное лицо требует от гражданина за оказание публичной услуги либо за особый поря­док ее предоставления передачи вознаграждения ему лично (либо через третьих лиц) - он соверша­ет преступление - вымогательство взятки.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за совершение коррупционных правонарушений несут граждане Российской Федерации, иностран­ные граждане, лица без гражданства, а также юри­дические лица.(ст. ст. 13, 14 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»)

ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ (ст. 290 УК РФ)

получение должностных лицом, иностранным долж­ностным лицом либо должностным лицом публич­ной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представля­емых им лиц, если такие действия (бездействие) вхо­дят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения мо­жет способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство по службе.

МАКСИМАЛЬНОЕ УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ предусмотренное законом за получение взятки - штраф в размере 100-кратной суммы взятки с ли­шением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок 3 года, 15 лет лишения свободы со штрафом в размере 70-кратной суммы взятки.

ДАЧА ВЗЯТКИ (сг. 291 УК РФ) дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу пуб­личной международной организации лично или через посредника.МАКСИМАЛЬНОЕ УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ.предусмотренное законом за дачу взятки - штраф в размере 90-кратной суммы взятки, 12 лет лишения свободы со штрафом в размере 70-кратной суммы взятки.

Лицо, давшее взятку, освобождается от уголов­ной ответственности, если оно активно способ- ствовало раскрытию и (или) расследованию пре­ступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно со­общило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.(Примечание к ст. 291 УК РФ)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ юридических лиц за коррупционные правонарушения

В случае, если от имени или в интересах юридиче­ского лица осуществляются организация, подго­товка и совершение коррупционных правонаруше­ний или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации. Применение за кор­рупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответ­ственности за данное коррупционное правонару­шение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственно­сти за коррупционное правонарушение физическо­го лица не освобождает от ответственности за дан­ное коррупционное правонарушение юридическое лицо.(ч. 3 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных право­нарушениях, ст. 14 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЭ «О противодействии коррупции»)

НЕЗАКОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ОТИМЕНИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА (ст. 19.28 Ко АП РФ)

Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица долж­ностному лицу, лицу, выполняющему управленче­ские функции в коммерческой или иной организа­ции. иностранному должностному лицу либо долж­ностному лицу публичной международной организа­ции денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставле­ние имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом пуб­личной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служеб­ным положением.

МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР АДМИНИСТРАТИВ­НОГО ШТРАФА, налагаемого на юридическое лицо - ОДИН МИЛЛИОН РУБЛЕЙ.

МАКСИМАЛЬНЫЙ - СТО МИЛЛИОНОВ РУБ­ЛЕЙ с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества.



Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности в Санкт-Петербурге, должность главы местной администрации по контракту и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей за отчетный период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года


Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими должности муниципальной службы в Местной администрации внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Шувалово-Озерки, и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей за отчетный период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года


"Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности в Санкт-Петербурге, должность главы местной администрации по контракту и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей за отчетный период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года "


Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности в Санкт-Петербурге, должность главы местной администрации по контракту и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей за отчетный период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года


Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные Главой Местной администрации  и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей за отчетный период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года.xlsx

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими должности муниципальной службы в Санкт-Петербурге и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей за отчетный период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года